Проектирование школ Главная  —   Информация  —   Информационные статьи

Слово «школа» имеет древнегреческие корни и означает – досуг, учебное занятие – это учебное заведение, в котором получают общее образование.

Абсолютно точную дату возникновения такого явления как школа историческое сообщество назвать не может, но первые упоминания, которые известны родом из Древнего Египта. Получать образование в Древнем Египте посчастливилось не каждому, только дети фараонов, жрецов и приближённых имели доступ и прерогативу к обучению. Современные учащиеся используют в процессе обучения много вспомогательных инструментов, например: тетрадь, ноутбук и т.п. в Древнем Египте учащиеся имели в своём распоряжении папирус, в нём делали заметки, записи. Так же, как и современные, учащиеся Древнего Египта сдавали экзамены для зачисления в школу и для того, чтобы закончить её.

На Древнем Востоке у Шумеров тоже открывались школы, которые носили название «дом табличек». Главным назначением школы было подготовить писцов. Официальной формы у Шумерских школьников не было, но их всегда можно было заметить и отличить от других по табличкам и палочке, которые они носили с собой, а многие из них одевались как уже состоявшиеся писцы.

Если из древности перенестись в средние века, то там школами были монастыри и церкви, именно в них готовили будущих священников, обучение было платным и обучались в основном дети очень состоятельных феодалов и мещан. Хочется отметить, что не только сословие и финансовое состояние имели роль в зачислении в школу средневековья, но и пол, образование было доступно только мальчикам.

В XIII и XIX веке кроме церковных школ начали появляться цеховые школы, в них обучались дети городских ремесленников и гильдейские школы, которые создавали купцы. Только после XVI века стали появляться специальные обучающие пособия -прототипы современных учебников.

Так постепенно в ходе исторического развития проектировались и появлялись:

- городские школы, в которых уже не столь пристальное внимание уделялось религиозному аспекту;

- гимназии, первые спроектированные гимназии появились в Германии, а в 20-ые года XVI века все городские школы Германии были преобразованы в гимназии;

- публичные школы – это Английские грамматические учебные заведения, похожие на гимназии в Германии;

- колледжи, появились во Франции XV века;

- дворцовые школы относятся к западноевропейской образовательной системе.

В России XVIII века происходили разного рода изменения и в системе образования в том числе.

Появились и проектировались такие учебные заведения как:

- цифровые школы, в которых проходили обучение дети в возрасте десяти – пятнадцати лет, которые изучали грамоту, арифметику и геометрию;

- гарнизонные и адмиралтейские школы, в этих школах обучались будущие солдаты и матросы;

- горнозаводские школы, для обучения будущих работников низших сословий и т.д.

Сейчас, конечно, сложно представить, что современная система образования со всеми передовыми технологиями, которые на данный момент доступны для нас когда-то брала своё начало в Древнем Египте с папируса, а у берегов Тигра и Евфрата ходили ученики-писцы, в арсенале у которых были лишь с таблички и палочки.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Виды проектируемых школ

Школа – это место, где современный ребёнок не только получает огромный багаж знаний, но ещё и место, где он проводит большую половину своего времени. Именно в школа является местом, в котором ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром, заводит друзей.

Проектирование школ напрямую зависит от типа проектируемой школы. В современной образовательной системе проектируются различные виды школ:

1. Общеобразовательные школы

Характерной чертой таких проектируемых школ является обучение школьников по стандартам государства;

2. Школа-интернат

Характерной чертой таких проектируемых школ является нахождение учащихся в стенах школы круглосуточно;

3. Специализированные школы

Характерной чертой таких проектируемых школ является углубленное изучение каких-либо предметов;

4. Школы с эстетическим уклоном

Характерной чертой таких проектируемых школ является изучение искусства

5. Школы дополнительного образования

6. Школы для учеников с особым состоянием здоровья

Характерной чертой таких проектируемых школ является обучение в ней учеников с физическими или психическими отклонениями.

Нормы, по которым проектируются школы, такие как образовательная и школа-интернат очень похожи, и их конструктивные и проектные особенности не имеют принципиальных отличий друг от друга, а вот школа искусств – иначе. При проектировании школы искусств следуют учесть характерные особенности и требования, например: наличие мастерских и соответствующего оборудования, определённое освещение и обязательное наличие вентиляции.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Выбор земельного участка для строительства и проектирования школы

Проектирование школы должно осуществляться на пригодном для данного вида учреждения земельном участке. К земельному участку, на котором будет возведена и спроектирована школа предъявляются высокие требования, основные из них:

1. Участок, который выбран для проектирования должен находиться в подходящих климатических условиях;

2. Участок, который выбран для проектирования, должен находиться в отдалении от железной дороги и трамвайных путей, оживлённых магистралей;

3. Будет весомым плюсом, выбранного для проектирования участка, наличие на участке или рядом с ним зелёного массива.

Что касается площади участка для проектирования школы, то тут используются нормативы двадцать пять – тридцать метров квадратных на одного школьника, из чего следует, что минимальный размер участка для проектирования школы тысяча метров квадратных.

Если проектируемая школа располагается на неровном участке с перепадом рельефа, следует разместить здание школы в наивысшей точке участка, с возможностью обзора всей прилегающей территории.

Также стоит уделить внимание при проектировании школы её расположению в масштабах населённого пункта и транспортной доступности для будущих школьников. Автомобильные дороги, которые ведут к проектируемой школе должны быть оборудованы для пешеходов и иметь пешеходные переходы, согласно СанПиНу, удалённость начальной школы от пешеходного перехода не должна превышать триста метров, а для основной и средней школы пятьсот метров, также стоит позаботиться о безопасности высадки учащихся из автотранспортных средств близ проектируемой школы.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Типы проектируемых школьных помещений

Проектирование школы предусматривает проектирование различного вида помещений. Существуют «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» от 2002 года и на основании этих требований эксплуатируется спроектированное школьное здание.

В гигиенических требованиях прописаны:

1. Требования, предъявляемые к участку, на котором проектируется школа;

2. Требования к санитарному состоянию проектируемой школы;

3. Требования к тепловому режиму проектируемой школы;

4. Требования к освещению проектируемой школы;

5. Требования к оборудованию классов проектируемой школы;

6. Требования к учебному и воспитательному процессу проектируемой школы;

7. Требования к оказанию медицинской помощи и питанию будущих учащихся проектируемой школы.

В зависимости от того какая школа проектируется (начальная образовательная школа, общая образовательная школа или средняя образовательная школа) рассчитывается количество мест в ней, от этого же зависят объёмно-планировочные решения проектируемой школы.

Главным помещением проектируемой школы является классный кабинет, именно в нём учащиеся проводят основное количество времени, пребывая в школе. Кабинет должен соответствовать нормативной площади, иметь хорошую вентиляцию и подходящее освещение. Классный школьный кабинет проектируется обычно вместимостью от тридцати пяти до сорока человек, всем должно быть отлично видно классную доску и слышно педагога.

В цифрах это выглядит так (из расчёта на одного учащегося):

1. Норма площади школьного кабинета проектируемой школы – 1,25 м2 на одного учащегося;

2. Воздушный куб проектируемой школы – 4,5 м3 на одного учащегося при высоте потолка 3,3 м.

3. Норма вентиляции проектируемой школы – 15 м3 на одного учащегося.

Проектирование школ предусматривает следующие требования к помещениям:

1. Спортивный зал школы

Рекомендуется его проектирование и расположение на первом этаже проектируемой школы, и даже лучше если спортивный зал будет спроектирован отдельно от основного здания школы (соединен со школой галереей), необходимо обустроить раздевалку, душевую и туалет учитывая половые различия, отдельно для мальчиков и девочек. Также нужно расположить помещение для снарядов и кабинет преподавателя.

2. Школьная трудовая мастерская

При проектировании данного объекта, следует учесть необходимость наличия нескольких мастерских (столярной и слесарной) при расчёте площади руководствуются нормами 6 м2 на одного учащегося.

3. Рекреационные школьные помещения

На этапе проектирования школы размер коридора рассчитывают из расположения кабинетов одностороннее или двухстороннее, в первом варианте 2,8 метра, а во втором – 4 метра.

4. Школьный гардероб

По нормативам гардеробная располагается на первом этаже проектируемого здания в классных кабинетах и рекреациях их быть не должно.

5. Туалет

При проектировании школы, туалет должен располагаться на каждом этаже будущего здания и иметь разделение на мужской и женский.

6. Школьная библиотека

Ещё на этапе проектирования школы необходимо позаботиться о том, чтобы учащемуся было комфортно и удобно пользоваться справочно-информационном центром.

7. Школьная столовая

Данное помещение проектируется тогда, когда в школе планируется обучение более 100 учащихся, она должна соответствовать нормам и возможностью оснастить горячим питанием учащихся.

8. Медицинский пункт

Размер помещения врача по нормам составляет 14 м2, а его длина 7 метров, это позволяет проводить проверку остроты зрения и слуха у обучающихся, процедурный кабинет, кабинет стоматолога и психолога. Также по гигиеническим нормам необходим отдельный санитарный узел.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Объёмно-планировочные решения при проектировании школ

Проектирование школ не может обойтись без расчета площади помещений, расположения тех или иных кабинетов относительно частей света, проектирования школьных кабинетов так, чтобы обеспечить естественное освещение кабинета с левой стороны и даже этажность здания, которыми будут пользоваться учащиеся.

Так стоит отметить, что, согласно нормам, этажность здания не должна превышать четыре этажа, а помещения, в которых будут обучаться дети с отклонениями в развитии не должны располагаться выше первого этажа.

Дистанция между зданиями, в которых имеются оконные проёмы от зданий, расположенных на том же участке и от границы участка, на котором проектируется школа, должна быть не менее восьми метров.

Дистанция между школьными помещениями, если их освещение осуществляется через светопроёмы в стенах здания должна быть не менее двенадцати метров.

При проектировании школы также необходимо учесть размер рекреационного двора, он рассчитывается исходя из 5 м2 на одного учащегося, но она не может быть менее 400 м2, а покрытие должно быть не образующим пыль.

Проектирование школ должно обеспечивать соблюдение ориентации на юг, юго-восток и восток. Эти требования не касаются специализированных кабинетов, например, чертежный.

Размер окон должен соответствовать 1/5 от размера пола. Если учебный кабинет имеет глубину более 6,5 м, то возникает потребность в естественном освещении с двух сторон.

Расстояние от пола до окна должно ровняться 0,9 м.

Кубатура проектируемого школьного кабинета из расчёта на одного учащегося составляет от 4 м3.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Нормы проектирования школ

Существует ряд документов, которыми проектная организация руководствуется при проектировании школ:

1. СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования;

2. СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования;

3. ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях;

4. СП 30.13330.2016 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий";

5. СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

6. СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий";

7. СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение";

8. СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";

9. СП 60.13330.2016 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";

10. СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями N 1, 2);

11. СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования;

12. Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 года.

Нормативно-правовые и законодательные документы являются основой при проведении проектной организацией проектных работ.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Безопасность проектируемых школ

Безопасности при проектировании школы должно уделяться особое внимание, от того насколько грамотно спроектировано здание зависит его дальнейшая безопасная эксплуатация.

Проектирование школ должно учитывать, что само помещение школы обязано:

1. Создавать безопасные условия для нахождения в неё учащихся, обеспечить сохранность имущества;

2. Соответствовать нормам и требованиям, которые прописаны в нормативно-правовых и законодательных документах;

3. Быть пригодным для проведения в дальнейшем ремонтных работ;

4. Соответствовать санитарным, гигиеническим и экологическим требованиям, которые предъявляются к проектируемому объекту.

Также при проектировании и строительстве необходимо руководствоваться всеми нормами и требованиями пожарной безопасности (например, использовать экологичные строительные материалы, не горючие покрытия и т.д.) при эксплуатации спроектированной школы могут возникнуть различные экстренные ситуации и к этому необходимо быть готовыми как сотрудникам, так и учащимся.

При проектировании школы необходимо учесть следующие требования к пожарной безопасности:

1. Обеспечить наличие огнетушителей, ящиков с песком и пожарных щитов, расположение всего этого необходимо продумать ещё на этапе проектирования; 2. При проектировании здания школы необходимо заранее позаботиться о противопожарной сигнализации, её работа должна быть бесперебойной и автоматической;

3. Необходимо спроектировать и заложить систему оповещения сотрудников и учащихся о пожаре в здании школы;

4. Должны быть предусмотрены и размещены планы и схемы эвакуации из здания школы, согласно которым и будут действовать сотрудники и учащиеся;

5. Ещё на этапе проектирования необходимо предусмотреть, где будут располагаться запасные выходы, которыми могут воспользоваться сотрудники и учащиеся при эвакуации, так же стоит позаботиться о том, чтобы данные выходы всегда находились в исправном состоянии;

6. На всех этажах проектируемой школы необходимо обеспечить наличие эвакуационных табличек;

7. На всех этажах проектируемой школы необходимо обеспечить наличие информационных стендов о правилах поведения при возникновении пожара и тех мероприятиях, которые необходимо проводить, чтобы его не допустить.

  • проектирование школы
  • проект школы
  • проектирование школ
Современная спроектированная школа – это среда, в которой современный ученик проводит большую часть своего времени, в ней он получает необходимые и утверждённые стандартами знания, в школе проходит его социальная адаптация, школьник получает навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Школа настоящего и будущего направлена не только на получение теоретических знаний учащимся, но и на освоение и применение полученных им практических знаний. Проектирование школ должно учитывать не только требования нормативных документов, но и соответствовать современным тенденциям в проектировании и строительстве данного типа зданий.