Проектирование общественных зданий Главная  —   Информация  —   Информационные статьи

К общественным зданиям относятся здания, предназначенные для кратковременного или длительного пребывания людей, их защиты от воздействия природной среды, а также для осуществления различных видов деятельности (торговли, питания, социально-бытового обслуживания, просвещения и т.п.). Особенностью общественных зданий, отличающей их по функциональному признаку от жилых, является массовое одновременное пребывание в них людей.

Проектирование общественных зданий – очень обширный раздел проектирования, объединяющий в себе различные сферы проектирования – проектирование офисных центров, гостиниц, торгово-развлекательных центров и др.

Само по себе проектирование общественных зданий включает в себя разработку проектной документации архитектурной и конструктивной частей здания, инженерных систем здания, «посадка» запроектированного здания на местность, разработка проектной документации благоустройства прилегающей территории общественного здания.

В зависимости от вида проектируемого общественного здания проектным бюро выбирается тактика проектирования, ведь каждый вид здания имеет свои особенности в зависимости от выполняемых им функций. Только зная и учитывая эти особенности возможно качественное и грамотное выполнение проектной документации общественного здания.

Проектирование общественных зданий может быть новым, когда происходит разработка проектной документации будущего здания «с нуля» - начиная от размещения его на территории населенного пункта, заканчивая проработкой и планировкой конкретного помещения, а также возможна реконструкция общественного здания с его перестройкой или надстройкой нескольких этажей.

  • проектирование общественных зданий
Типы общественных зданий

Общественные здания условно можно разделить на несколько групп:

- административные (городские и районные советы, здания государственных и общественных организаций и т. п.);

- учебные (школы, техникумы, вузы, детские учреждения);

- культурно-просветительные (театры, музеи, клубы, дома культуры, библиотеки, выставочные павильоны, кино, цирки);

- лечебные и оздоровительные (больницы, поликлиники, стационары, родильные дома, диспансеры, санатории, дома отдыха);

- торговые (магазины, супермаркеты, торговые центры, крытые рынки);

- общественного питания (столовые, рестораны, кафе);

- спортивные (спортивные и гимнастические залы, крытые стадионы и бассейны для плавания);

- коммунальные (бани, прачечные, гаражи, трамвайные и троллейбусные парки);

- здания транспорта и связи (аэро- и автовокзалы, железнодорожные, речные и морские вокзалы, радио- и телецентры, отделения почты и телеграфа).

В зависимости от типа общественного здания к разработке проектной документации предъявляются те или иные требования. Расчет площадей и планировка помещений в проектном бюро ведется согласно рекомендациям по проектированию данного типа общественных зданий. Именно поэтому очень важно изначально понимать какой тип здания предстоит проектировать.

  • здание стадиона
  • здание вокзала
  • здание школы
Нормы при проектировании общественных зданий

Применение проектным бюро в проектировании общественных зданий тех или иных норм зависит от типа будущего общественного здания, однако главным руководящим документов для всех типов общественных зданий является СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования.

Для различных типов проектному бюро зданий можно ориентироваться на следующие документы:

- СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования;

- СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования;

- СП 278.1325800.2016 Здания образовательных организаций высшего образования. Правила проектирования;

- СП 279.1325800.2016 Здания профессиональных образовательных организаций. Правила проектирования;

- СП 257.1325800.2016 Здания гостиниц. Правила проектирования;

- СП 242.1325800.2015 Здания территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Правила проектирования;

- СП 152.13330.2018 Здания федеральных судов. Правила проектирования;

- СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования;

- СП 285.1325800.2016 Стадионы футбольные. Правила проектирования;

- СП 309.1325800.2017 Здания театрально-зрелищные. Правила проектирования;

- СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования;

- СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования;

- СП 379.1325800.2018 Общежития и хостелы. Правила проектирования.

И иные узкоспециализированные строительные нормы, применяющиеся для проектирования конкретного типа общественных зданий.

  • нормы проектирования общественных зданий
Особенности проектирования общественных зданий Проектирование общественных зданий – многоступенчатый процесс, успешная реализация которого зависит от грамотного действия людей, осуществляющих этот процесс в проектном бюро – архитекторов, конструкторов, инженеров, проектировщиков.

От качества выполненной проектным бюро проектной документации общественного здания напрямую зависит его будущая функциональность, удобность и доступность для посетителей.

Существуют некоторые общие принципы проектирования общественных зданий, которых проектные бюро придерживаются вне зависимости от типа общественного здания при его проектировании:

• проектируемое общественное здание должно гармонично вписываться в окружающую среду и ландшафт;

• при выборе материалов и расчете на прочность конструкций общественного здания должны быть учтены климатические условия, температура, влажность, количество осадков, направление и скорость ветра и пр.;

• расположение проектируемого общественного здания должно быть удобным для подъезда машин, подхода людей, находиться вблизи остановок общественного транспорта;

• проектируемое общественное здание должно удовлетворять санитарным и экологическим нормам, быть комфортным и функциональным;

• проектируемое общественное здание должно иметь возможность последующей реконструкции и ремонта;

• архитектурные, конструктивные и планировочные решения общественного здания должны обеспечить наиболее оптимальное соотношение затрат на эксплуатацию к доходам от предлагаемых услуг;

• решения по оформлению фасадов проектируемых общественных зданий, подбору цветовой гаммы наружного и внутреннего исполнения, должны соответствовать современным тенденциям в дизайне и архитектуре.

Проектирование общественных зданий условно можно разделить на следующие разделы проектной документации:

• конструктивные и архитектурные решения – определяют облик проектируемого общественного здания, его основные параметры;

• объемно-планировочные решения – определяют распределение внутреннего объема проектируемого общественного здания на помещения, места расположения стен и перегородок, иных элементов;

• инженерные решения – затрагивают обеспечение проектируемого общественного здания сетями и коммуникациями, оборудованием и устройствами, приборами учета.

  • проектирование общественных зданий
  •  проектирование общественных зданий
  •  проектирование общественных зданий
Конструктивные и архитектурные решения в проектировании общественных зданий

Конструктивные элементы, из которых состоит проектируемое общественное здание, в зависимости от их назначения разделяют на две основные группы – несущие и ограждающие. Несущие конструкции в совокупности образуют пространственную систему – сочетание вертикальных и горизонтальных элементов, которую называют несущим остовом здания. Ограждающие конструкции — элементы конструкций, составляющие наружную оболочку здания или разделяющие его на отдельные помещения.

Конструктивные элементы общественных зданий рекомендуется проектировать полносборными по каркасной, бескаркасной (крупнопанельной или крупноблочной) или смешанной схеме. Выбор типа конструктивной системы при разработке проектной документации должен производиться на основе технико-экономического анализа вариантов с учетом мерзлотно-грунтовых условий строительной площадки, наличия местной строительной базы и возможностей поставок строительного оборудования и материалов. Предпочтение должно отдаваться конструктивным системам, требующим минимальных трудозатрат на монтаже элементов при наиболее высокой скорости строительства.

Конструктивные и архитектурные решения при проектировании общественных зданий предполагают тщательную проработку проектным бюро решений по выбору типа фундамента (ленточный, монолитный, свайный и т.п.), по выбору материала каркаса здания (конструкции металлические, конструкции железобетонные), выбору отделочных материалов фасадов, определению количества средств вертикального перемещения в зависимости от этажности проектируемого общественного здания – лестницы, лифты, эскалаторы и пандусы. Лестницы по функциональному признаку делят на две категории: главные и второстепенные (служебные и пожарные). Главные лестницы можно проектировать индивидуальной формы, открытыми без ограждающих стен. Служебные лестницы проектируются, как правило, с постоянной шириной марша и в закрытых лестничных клетках. Выступающие объемы лестничных клеток могут быть использованы при разработке проектной документации в архитектурной композиции здания.

При разработке проектной документации конструктивных решений общественного здания проектному бюро следует учитывать размещение ригелей каркаса и диафрагм жесткости, по возможности, располагая перегородки по ригелям; диафрагмы жесткости являются собственно перегородками.

Вертикальные несущие конструкции (стены и колонны) проектируемых общественных зданий, так же как лестницы и шахты лифтов, должны пересекать все этажи, занимая одно и то же место в плане на каждом этаже. Только в отдельных случаях несущие стены и колонны верхних этажей могут опираться на горизонтальные несущие конструкции. Поэтому помещения с большими пролетами располагаются на верхних этажах или выносятся в одноэтажные части здания.

В многоэтажном общественном здании при разработке проектной документации проектным бюро должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных лестниц, расположенных рассредоточено. Каждая эвакуационная лестница должна иметь выход наружу непосредственно из лестничной клетки или через вестибюль, имеющий несгораемое перекрытие. Лестницы являются путями эвакуации, поэтому их выполняют, подчиняя требованиям пожарной безопасности.

Огромный поток одновременно находящихся в общественном здании людей вызывает необходимость предусматривать при проектировании специальные помещения, приспособленные к тому, чтобы организованно принимать и выпускать в короткий срок большие массы людей. К таким помещениям относятся вестибюли, тамбуры, фойе. Входящим в общественное здание и выходящим из него людским потокам путем планировочных мероприятий необходимо обеспечить кратчайшее расстояние и прямоточное направление в соответствующие места здания. Для этой цели при разработке проектной документации проектируют пути связи и эвакуации, к ним относятся коридоры, кулуары, промежуточные проходные помещения, лестницы, пандусы, лифты, эскалаторы.

  • конструкции лестниц общественных зданий
  • конструкции каркаса общественных зданий
  • конструктивные узлы общественных зданий
Объемно-планировочные решения в проектировании общественных зданий

Помещение проектируемого общественного здания должно наиболее полно отвечать тем процессам, которые в нем осуществляются. Соответствие помещения тот или иной функции достигается только тогда, когда в нем создаются оптимальные условия для человека, т. е. пространство отвечает выполняемому в помещении функционально-технологическому процессу. По виду помещения в общественном здании делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Помещения, в которых осуществляются процессы, определяющие основное функциональное назначение здания, называют основными. К ним относят рабочие помещения (например, классы и аудитории в учебных заведениях, палаты и кабинеты в лечебных зданиях), а также помещения массового пользования, которые имеются во многих общественных зданиях (например, зрительные залы в театрах, кинотеатрах, клубах, залы в музеях, читальные залы в библиотеках, актовые залы в вузах, техникумах и школах, конференц-залы в научных и административных учреждениях, залы спортивных зданий, торговые залы универмагов, вокзалов, залы ресторанов и т. д.).

Вспомогательные помещения общественных зданий необходимы для выполнения основных процессов, однако не определяют их (например, фойе в театрах и др.). Обслуживающие помещения - не имеют непосредственного отношения к выполняемому основному процессу, но необходимы в связи с требованиями санитарии, гигиены и для обеспечения комфорта. К ним относятся буфеты, уборные, умывальные, душевые, курительные и др.

По способу группировки помещения проектируемых общественных зданий делятся на ячейковые, коридорные, анфиладные, зальные, павильонные, комбинированная.

  • группировка помещений при проектировании общественных зданий
Рабочую площадь общественных зданий определяют как сумму площадей основного, вспомогательного и обслуживающего назначения, за исключением лестничных клеток, коридоров, переходов и тамбуров, а также технических помещений, предназначаемых для размещения энергетического и санитарно-технического оборудования (котельных со вспомогательными помещениями, бойлерных, насосных водопровода и канализации, трансформаторных подстанций, камер для кондиционирования воздуха, машинных отделений подъемников и т. п.).

Полезная (общая) площадь общественных зданий является суммой рабочей площади здания, площадей коридоров, переходов, тамбуров, а также помещений технического назначения.

Площадь каждого отдельного помещения при разработке проектной документации общественного здания в проектном бюро рассчитывается по нормативной документации в зависимости от назначения помещения и количества, одновременно находящихся в нем людей.

Высоту помещений общественных зданий в проектной документации следует принимать не менее 3 м. Отметка пола помещений у входа в здание должна быть выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 0,15 м.

Основные технико-экономические показатели объемно-планировочного решения, определяемые проектным бюро в проекте общественных зданий, включают: этажность; вместимость; общую (Sоб), полезную (Sпол), расчетную (Sр) площади; высоту этажа; строительный объем (Vс); площадь застройки.

  • планировка общественных зданий
  • планировочные решения общественных зданий
  • объемно-планировочные решения общественных зданий
Инженерные решения в проектировании общественных зданий

Вновь проектируемые и реконструируемые современные общественные здания, размещаемые в муниципальных образованиях, должны быть обеспечены инженерным оборудованием, включающим устройства систем водоснабжения, пожарного водопровода, канализации, отопления, вентиляции, осветительной электросети и ряда слаботочных сетей: телефона, радио и т. п.

Помещения некоторых общественных зданий (театров, крупных кинотеатров, супермаркетов, спортивных зданий и т. п.) оборудуют установками кондиционирования воздуха, холодильными камерами и т. п. Для размещения подобных установок требуется предусматривать в проектной документации соответствующие технические помещения, шахты, каналы и др.

Проектируемые общественные здания при разработке проектной документации должны обеспечиваться уборными, умывальными, а некоторые из них (лечебные, спортивные и др.) – душевыми в соответствии с нормами для каждого из видов зданий. Данные помещения на различных этажах при разработке проектной документации располагаются друг над другом. Уборные должны располагаться на расстоянии не более 75 м от наиболее удаленных мест пребывания людей и иметь естественное освещение. Помещения санитарных узлов при разработке проектной документации должны иметь вытяжную вентиляцию и быть изолированы от других помещений шлюзами.

Состав, оборудование и площади санитарно-бытовых помещений общественных зданий зависят от санитарной характеристики групп производственных процессов. Многие общественные здания в проектной документации оборудуют специальными инженерными устройствами технологического характера, связанными с функциональным назначением этих зданий, например, оборудование киноаппаратной в кинотеатрах, клубах и конференц-залах, сцены в театрах и домах культуры, оборудование кухни в предприятиях общественного питания, холодильных установок в различных складских помещениях и магазинах и т. д.

Проектирование холодного и горячего водоснабжения, канализации и газоснабжения общественных зданий мало чем отличаются от подобных систем при проектировании жилых зданий.

Системы отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха общественных зданий как правило, связаны между собой. В качестве теплоносителя в общественных зданиях при проектировании, как правило, применяют воду и воздух. Наиболее распространенными являются системы отопления с радиаторами. В общественных зданиях трубопроводы этих систем закладывают в проектной документации в штробах, а радиаторы устанавливают в нишах, которые закрывают различными декоративными решетками, характер которых должен соответствовать интерьеру. В помещениях с низким расположением подоконников применяют нагревательные приборы малой высоты- конвекторы или регистры (нагревательные приборы из труб).

Наиболее совершенным и современным способом создания микроклимата в помещениях является кондиционирование воздуха. Кондиционеры в проектной документации представляют собой комплекс приточных и вытяжных вентиляционных установок. Их применение при разработке проектной документации особенно рационально в больших городах, где по многим причинам нежелательно открывание окон (загрязненный воздух, шум, ветер в верхних этажах зданий повышенной этажности) и местностях с особенно неблагоприятными климатическими условиями. В зданиях ячейковой структуры (гостиницы, больницы, административные здания) целесообразно применение в проектной документации оконных кондиционеров.

  • инженерные сети общественных зданий
  • инженерные сети общественных зданий
  • инженерные сети общественных зданий
Иные разделы при проектировании общественных зданий

Проектирование общественных зданий включает в себя разработку проектной документации не только основных разделов проектирования, рассмотренных выше. В зависимости от вида проектируемого общественного здания и его функциональных характеристик, проектному бюро нужно обосновать решения по следующим направлениям:

пожарная безопасность;

энергоэффективность;

доступность для маломобильных групп населения и инвалидов;

охрана окружающей среды.

Данные разделы проектной документации являются специальными, так как перечень требований к их содержанию будет отличаться для разных типов общественных зданий. Например, разные классы энергоэффективности действуют для медицинских и школьных учреждения, что повлияет на перечень выбранных решений.

В разделе пожарная безопасность при проектировании общественных зданий рассматриваются конструктивные и отделочные решения, влияющие на безопасность общественного здания (ширина коридоров, количество эвакуационных выходов и т.п.), производится обоснование выбора того или иного материала. Рассматривается возможность нанесения конструктивной огнезащиты на элементы каркаса, применение противопожарных дверей и перегородок, наличие систем автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы автоматического дымоудаления.

В разделе энергоэффективность при разработке проектной документации рассматривается общественное здание как действующая энергосистема, выявляются способы сохранения энергии и других ресурсов, их рациональное использование, учет и контроль за ними.

Для обеспечения доступа маломобильных групп населения при разработке проектной документации предусматриваются соответствующие мероприятия. Проектными бюро закладываются специальные конструкции и устройства для передвижения инвалидов – пандусы, спецподъемники, лифты. Также предусматриваются особые парковочные места. Ширина лифтов, коридоров, холлов рассчитывается с учетом габаритов инвалидной коляски и возможности ее передвижения и перемещения в данном пространстве.

Проектом общественного здания должно быть предусмотрено обеспечение выполнения требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

  • пожарная безопасность общественных зданий
  • автоматическое пожаротушение общественных зданий
  • доступ инвалидов в общественные здания
Проектирование общественных зданий развивается с каждым днем все сильнее, отражающая культуру нашего общества. Долг инженера и архитектора – создавать такие инженерные сооружения, которые отражают высокие достижения одновременно и в технике, и в архитектуре. Общественные здания предназначены для одновременного использования обширным кругом лиц. Это влечет множество дополнительных требований по обеспечению безопасности, социальной и транспортной инфраструктуры. Именно поэтому проектирование общественных зданий должно осуществляться в проектном бюро специалистами различных профилей – инженерами, архитекторами, конструкторами, проектировщиками и пр.